?

Log in

No account? Create an account

zelenyikot


Открытый космос Зеленого кота

Космос ближе, чем кажется


Previous Entry Share Next Entry
SpaceX успешно посадил ракету
zelenyikot


Восторг!
Назло врагам, на радость людям, Илон Маск и компания SpaceX сделали важный шаг к более доступному космосу. Первая ступень ракеты сначала отработала в привычном ракетном режиме - разогнала полезную нагрузку и вторую ступень до 2 км/с подняв на высоту 100 км, а потом успешно приземлилась на подготовленной площадке.





Спутники выведены на орбиту, а ракетной ступени предстоит длительный цикл проверок и тестов. Вряд ли эта ступень снова полетит в космос, но, как мы видим, технология посадки отработана, и дальше должно быть легче. По замыслу Маска ступени должны повторно использоваться без долгой послеполетной проверки и подготовки к следующему запуску. Только так можно добиться значительного снижения стоимости выведения космических аппаратов.







Подписаться на блог ЖЖ, FaceBook или Twitter, чтобы оставаться в курсе самых интересных космических новостей.
zelenyikot

promo zelenyikot september 5, 07:45 77
Buy for 800 tokens
Наконец-то я могу официально объявить, что в продаже появилась научно-популярная книга моего авторства об исследовании Солнечной системы автоматическими межпланетными станциями. Здесь можно найти как описание отдельных космических миссий последних лет, так и обобщенные результаты исследований…

  • 1
Так New Shepard не ступень, например. И не ступень ракеты-носителя, тем более. И даже не задумывалась прообразом таковой, в отличие от DC-X.

Тем, что это не историческое достижение, а мировой рекорд, каковых множество, не все упомнишь.

(Deleted comment)
Я не опровергаю рекорд Blue Origin, если еще помните. Оно, кстати, вполне заслуженное, ведь Безос и занялся этим раньше, и, говорят, привлек некоторых бывших разработчиков MDD. Их достижение круче Grasshoper.

И никакого сравнения с сегодняшним событием.

Разница в том, что 1-я ступень Фалькона должна не просто подлететь на 100 км, а разогнать до 2 км/с вторую ступень и полезную нагрузку. А на это нужен мощный двигатель и мноооого топлива. А на подъем и разгон этих двигателя и топлива нужно еще мнооооого топлива, и так далее. В итоге, для реальной рабочей 1-й ступени огромное значение имеет масса: запаса по массе практически нет, средства возврата должны быть очень легкими, при том, что стартовые условия для возврата тяжелы (2 км/с, реальные ракетные перегрузки/нагрев и т.п.)

У Шепарда же ничего этого нет. Он просто подлетает вверх и садится; конструктивного запаса - вагон, условия работы - комфортные.

Это как трюковой мотоцикл, на котором прыгают в высоту на 15 м, и обычный мопед.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
Ну вот у SpaceX так не вышло: пришлось рули добавлять, скажем, размах ног относительно больше. Вы моделизмом занимались? Знаете о масштабных эффектах?

Вот ступень увеличилась втрое и скорость выросла, а атмосфера какая была. Горизонтальная составляющая New Shepard - 0 м/с, ступени Falcon - 2000 м/с. New Shepard включает ЖРД дважды, Falcon - трижды или четырежды.

(Deleted comment)
То есть это не увеличивание в разы, а новый проект. Разумеется, те кто испытывал DC-X собирались делать орбитальный носитель значительно большего размера. И New Shepard - не слишком значительный шаг вперед, потому что DC-X разрабатывалась как очень маневренная, а New Shepard - нет.

Так что достижения на этом пути, а не рекорды, я бы расставил так: DC-X, Grasshopper, Falcon 9R. Разворот в космосе и возврат, торможение перед входом в атмосферу - критерий. DC-X именно такой маневр показывала на испытаниях.

(Deleted comment)
Речь о том, что New Shepard летит вверх и падает. У него не маневренность, а стабильность.

Другая сторона: носитель это предельная конструкция. Ну представьте, вы даете совет ГКНЦ в стиле "Станьте ежиками!" - увеличьте массу до ГПО на 30%.

Вот Atlas может так - добавят ускорителей, а вторая ступень там мощнейшая и разработана на ее основе более грузоподъемная, прочная. А Протон - только сделав другой носитель полностью, все ступени. И вероятно, что такой Протон будет не похож на ракету из 60-х. То же маневренный New Shepard увеличенный втрое.

Ну а двигатель и системы управления Blue Origin давно и высоко оценены. Реактивной посадкой они начали заниматься до Маска. SpaceX обращались к Blue Origin за помощью в разработке.

Edited at 2015-12-26 12:35 am (UTC)

(Deleted comment)
SpaceX сделали сначала не один, а три ЖРД: Merlin, Draco, Kestrel. На их основе двухступенчатый носитель. Потом свой космодром и не без сложности добились, чтобы это летало, выводило малые спутники.

Потом посадка: Grasshoper.

Даже если есть части, они должны работать вместе. Были и Blue Origin неудачи испытаний. И возятся с этим Blue Origin, по крайней мере, не меньше SpaceX. Есть слухи, что Безос начал проект с разработчиками Delta Clipper из MDD. То есть ничего мгновенного. Да и заняты они теперь важнейшим заказом - BE-4.

Важное отличие от Маска - состояние Безоса и его "ранчо", в частности, позволяют не зависеть от вкладчиков, заказчиков, пиара и рекламы. Нынешний пиар, похоже, - выражение комплексов Безоса, а не нужды.

Edited at 2015-12-28 07:37 pm (UTC)

  • 1