zelenyikot


Открытый космос Зеленого кота

Космос ближе, чем кажется


Previous Entry Share Next Entry
Ракетно-космический Хогвартс
zelenyikot


Как подготовить новую ракету или космический аппарат к полету в космос? Их надо испытать: узнать надежны ли двигатели, определить как они поведут себя в космическом холоде в тени Земли, или в космической жаре под палящими лучами Солнца. Значительную часть космической техники СССР и России проверяли в Научно-испытательном центре ракетно-космической техники в г. Пересвет. Там же испытывали и спутники "Даурии", благодаря чему мне удалось побывать в этом легендарном месте.

НИЦ РКП родился практически одновременно с отечественной космонавтикой, когда Королев решил, что постоянно ездить на испытания в Капустин Яр слишком далеко. Поэтому нашли подходящее место для испытания двигателей ракет Р1 в Подмосковье. Решающую роль на появление испытательного стенда, а в последствии и города Пересвет сыграли два фактора: крутые берега речки, что удобно для стенда, и лесная местность богатая на дичь, что удобно для Королева, увлекающегося охотой.

Первый стенд построили в 1949-м.
Помимо первых ракетных двигателей для баллистических ракет, там испытывали и ускорители для межконтинентальной крылатой ракеты “Буря”.



Затем возвели более капитальный и мощный стенд №2, на котором испытывали ступени для ракет Гагарина, вторую и третью ступень лунной ракеты Н1.



По рассказам местных старожилов, мощность двигателей была такова, что бетонные плиты облицовки стенда улетали на другой берег реки.



К сожалению, испытать самую мощную первую ступень тогда не могли, поэтому серьезные проблемы с ней выявились уже на летных испытаниях, что серьезно подорвало успешность всей лунной программы.

В 80-е ракетный стенд переживал два взрыва на испытаниях ракеты "Зенит", и был восстановлен. На нем готовили "Ангару", а недавно проходило испытание с "Союзом-2.1в", который позже полетел в космос.


(Спутник на этом запуске потеряли, но не из-за ракеты, а из-за сбоя системы разделения аппарата и разгонного блока).

Побывать на таком испытании человеку не из отрасли практически невозможно, но мы можем представить себе это зрелище благодаря видео из Самары, с испытания двигателя для ракеты "Союз":



На другом берегу речки виднеются циклопические корпуса самой большой термовакуумной камеры в Европе - ККИ (Комплекс космических испытаний), построенного в 80-е.



Это остались свидетельства былой славы и грусти "Бурана" и “Мира”. Тамошняя камера размером с девятиэтажный дом - это еще одна демонстрация того какие колоссальные ресурсы и средства были направлены на реализацию космической программы СССР. Сейчас камера не используется и вряд ли уже пригодна для реальных испытаний.



Еще раньше, в 1963-м к ракетным стендам НИЦ РКП добавился 18-й корпус с огромной термовакуумной камерой, высотой с трехэтажный дом, которую достроили в 1968-м. Гигантская "бочка" - камера ВК 600/300 создавалась для лунной программы.



Первой практической работой камеры стали испытания "Лунохода", затем испытывались "Луны" с 16 по 24-ю, и все последующие изделия НПО Лавочкина.


(Кстати, в книге про НИЦ РКП удалось найти изображение “Лунохода” в его оригинальном облике - завернутым в “куртку” теплоизоляции. Все фотографии и кинохроника, где аппараты показаны голыми - не соответствуют реальному облику луноходов на Луне).

Термовакуумные испытания должны определить готов ли космический аппарат к условиям космоса. В камере откачивают воздух, достигая технического вакуума, затем по трубопроводу у внутренних стенок “бочки” пускают жидкий азот, охлаждая их до -196 градусов Цельсия. В отдельном отсеке установлены мощные прожекторы, которые выдают световое излучение, эквивалентное солнечному в космосе. Через световод свет подается в термовакуумную камеру, а система зеркал формирует фронтальное освещение, достигая максимального соответствия того, что переживает спутник или корабль на орбите.



Раньше вакуумирование камеры обеспечивалось устаревшей технологией с масляными насосами, из-за чего периодически в камеру происходили выбросы масляной взвеси. Это приводило к тому, что испытания проводились не на летных экземплярах космических аппаратов, а на инженерных макетах.

В 2000-е провели модернизацию камеры, установили современные турбомолекулярные насосы, чем обеспечили высокую чистоту испытаний. Теперь в камеру загружают те аппараты, которые отправятся в космос.



Когда-то туда грузили большие "Спектр-Р" и "Электро-Л", теперь пришло время и наших малышей.



В богатой истории НИЦ РКП впервые космические аппараты не загружали мощной кран-балкой, а просто внесли на руках через дверь для персонала.

В целом же НИЦ РКП производит позитивное впечатление. Местами корпуса выглядят поношенными, но на ключевых участках видно современное оборудование и тщательный уход. Чего стоит только верхняя часть термовакуумной камеры, которая готовилась под лунный пилотируемый корабль. Она никогда не применялась и вряд ли будет применяться, при этом уже полвека аккуратно лежит в сторонке, будто готова к работе прямо сейчас.



Важным показателем состояния предприятия, для меня является настроение сотрудников. О том, что люди действительно любят свою работу красноречиво говорит стенгазета в испытательном цехе с термовакуумной камерой:



Посмотрите этот шарж внимательно. Уверен, у каждого персонажа есть свой реальный прообраз. Особенно меня радуют ребята заливающие ведрами жидкий вакуум в бочку, и крановщица хороша. На мой взгляд это прекрасно :) Вот с таким настроем и надо покорять космос.

И не вина сотрудников в том, что сейчас у них мало работы. Времена космической экспансии увы прошли.



Поэтому-то НИЦ РКП с радостью взялись за заказ “Даурии” по испытанию микроспутников МКА-Н, несмотря на их размеры и кажущуюся несерьезность. И теперь они с интересом смотрят в сторону развития частной космонавтики.

Чтобы больше узнавать о космосе и космонавтике, и не пропускать очередные посты, подпишитесь на блог в ЖЖ, Twitter и Facebook.
zelenyikot
Subscribe to  zelenyikot

promo zelenyikot december 8, 2016 07:51 25
Buy for 800 tokens
Я не только пишу о космосе, но могу и рассказать о любимых темах для широкой или узкой аудитории. За последние два года я уже провел несколько десятков лекций во многих городах России. Часто приглашают на фестивали науки, профориентационные мероприятия для студентов, на конференции и выставки.…

А все выбросы от испытания двигателя - куда и в каком количестве это все летит? В речку? На окружающие поселки?

Так это керосин с кислородом, выбросы не опасные.

то по месяцу постов не было, то уже три за сутки

wtf?

Время появилось. Тем более гравитационные волны внепланово возникли.

Спасибо, интересно. Не знал. А по движкам сначала испытывали на прогорание или на время сгорания топлива?

Думаю и так и так. Они особенно гордятся, что у них испытываются не только двигатели, но и ступени, т.е. вся топливная система

наверное не "жидкий вакуум", а жидкий азот.

Мне версия с жидким вакуумом больше нравится )

горка зыкая. Вот детям отрада была бы.

Очень интересно.Спасибо.

У меня в родном городе стенд был похожий. Гоняли двигатели.

Чего юто импульс у двигла слабенький такой?

Не на полную врубают.

"Побывать на таком испытании человеку не из отрасли практически невозможно"
А вот это - очень и очень печально.

Для сравнения: народ с нашей фабрики, будучи отправленным на обучение в Германию - внезапно обнаружил, что на большинство заводов можно совершенно легально и недорого попасть с экскурсией.
Местами еще и с мастер-классом.
Есть аж туристические агентства, занимающиеся "промышленным туризмом".
В итоге они посетили сборочный завод Airbus под Штудгартом
werksfuehrung de/en/english/
и завод роботов Kuka в Аугсбурге
kuka-robotics com/en/contact/factory_tours
Впечатлений даже у них, взрослых мужиков, была масса, а у школяров местных на экскурсии просто глаза горели....
По ценам: экскурсия стоит дешевле, чем доехать туда.

У нас же - я не могу показать сыну даже кондитерскую фабрику, где работаю. Никак. Строго запрещено, и все тут. (а на европейские такие же - экскурсии есть, да).

это да:)
Ещё немцы любят устраивать для выпускников школ Tag der offenen Tür на предприятиях. Вход абсолютно свободный, кроме экскурсий устраиваются всяческие мероприятия и конкурсы. Не говоря уже о питании, гриль на улице и всё такое. Правда в эти дни в основном экскурсии ограниченные и заточенные для будущих учеников: показывают классы обучения на предприятии и немного само производство.

Большое спасибо.. Понастальжировал..

и по поводу Загорска.. (тогда он именно так назывался ..) и по поводу фоток того огромного корпуса для испытаний орбитальных станций - я в нем был в 1983 примерно, еще стройка шла и на всю жизнь остались в памяти его циклопические размеры.. та вертикальная камера была на 8000 м3 , и была крупнейшей вакуумной камерой в Европе.. и планировался еще "шарик" тот вообще был на 30000 м3

в одном только не соглашусь - звук от работающего ЖРД.. я в свое время, когда был в командировке на Тюратаме жил на 113 площадке и один раз ходил смотреть пуск Союза на "двойку". Был дикий туман, ничего не увидел но звук остался в памяти .. он был каким то объемным рычащим.. увы никакие спикеоы/колонки это не могут это передать может там еще просто инфразвук идет..

(Deleted comment)
Да никак. Сейчас жгут только керосин.

"К сожалению, испытать самую мощную первую ступень тогда не могли, поэтому серьезные проблемы с ней выявились уже на летных испытаниях, что серьезно подорвало успешность всей лунной программы."

Как изящно тут назван полный провал...

Ракета Н-1 -- это не вся лунная программа.
Ваш Кэп.

N.B. Кстати, о том, что "провал" Н-1 носил фамилию Глушко и сидел в его кресле, сейчас не знают только те, кто очень не хочет.

Позитивный репортаж. Гран приятно!

Очень интересно. Нас водили в институте на полигон где тестируют первые ступени твердотопливных ракет. Было прикольно землянки как у хоббитов напичканные оборудованием :). Что там электро-Л2 запустили и тишина фоток новых нет с него?

С "Электро-Л2" да, пока тишина. Одну фотку выложили и всё.

Технологии древних предков, которые скоро будут окончательно утрачены...

?

Log in

No account? Create an account